Статья 12417

Название статьи

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ 

Авторы

Окшин Владимир Васильевич, руководитель, Оренбургское Управление Федеральной антимонопольной  службы (Россия, г. Оренбург, ул. Краснознаменная, 22); заведующий базовой кафедрой антимонопольного регулирования и организации закупок, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург, проспект Победы, 13), to56@fas.gov.ru
Савина Антонина Мечеславовна, кандидат экономических наук, доцент, базовая кафедра антимонопольного регулирования и организации закупок, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург, проспект Победы, 13), sav-antonina@mail.ru

Индекс УДК

339.137.2: 005.584.1

DOI

10.21685/2072-3016-2017-4-12

Аннотация

Актуальность и цели. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты мониторинга состояния конкурентной среды на рынках товаров и услуг Оренбургской области. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена усилением конкуренции на региональных рынках и высокой степенью изменчивости внешней среды в условиях обострения конкуренции, которая оказывает влияние на социально-экономическое развитие территории. Цель исследования заключается в изучении уровня развития социально ориентированной конкуренции на региональном рынке.
Материалы и методы. Основным методом, используемым авторами при исследовании уровня развития конкуренции, является социологический опрос населения и предпринимателей. При изучении конкуренции на рынке использовались структурный, поведенческий и функциональный подходы с целью определения социально-экономических показателей для оценки уровня развития конкуренции на рынках товаров и услуг.
Результаты. На основе проведенного мониторинга состояния конкурентной среды авторами были выявлены проблемные сегменты регионального рынка, связанные с развитием конкуренции: рынок естественных монополий, социальных услуг и рынок добычи полезных ископаемых. Авторами предложено использовать социальные показатели оценки конкуренции при проведении мониторинга состояния конкурентной среды в регионе, ключевыми из которых будут являться уровень цен на рынках товаров и услуг, качество предоставляемых товаров и услуг, стабильность рыночного предложения товаров и услуг и возможность широты выбора товаров и услуг потребителями.
Выводы. Социальные показатели оценки конкуренции на региональных рынках товаров и услуг позволят оценить восприятие населением конкурентной среды и выработать социально ориентированную конкурентную политику.

Ключевые слова

конкуренция, мониторинг состояния конкурентной среды, социально ориентированная конкуренция

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Портер, М. Конкуренция : [пер. с англ.] / М. Портер. – М. : Вильямс, 2003. – 496 с.
2. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : [пер. с англ.] / М. Портер. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715 с.
3. Большой толковый социологический словарь. – URL: https://gufo.me/dict/social_ dict
4. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы / под общ. ред. А. И. Татаркина. – Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2003. – 360 с.
5. Радаев, В. В. Экономическая социология / В. В. Радаев ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. – 603 с.
6. Голотин, И. С. Фактор территориальной конкуренции в многополюсном макрорегиональном развитии: условия, приоритеты и механизмы реализации (на материалах Юга России) : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Голотин И. С. – Ростов н/Д, 2008. – 24 с.
7. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Разработчик – ФАС России. – URL: http://fas.gov.ru/vazhnaya-informacziya/standart-razvitiyakonkurenczii 8. Ивашиненко, Н. Н. Разработка мониторинга конкуренции на муниципальном уровне / Н. Н. Ивашиненко, М. Л. Теодорович // Социологический альманах. – 2015. – № 6 – С. 428–435.
9. Социологический словарь ИАЦ “SOCIUM”. – URL: http://www.socium.info/dict. html
10. Калинин, Н. В. Рыночные концентрация и конкуренция / Н. В. Калинин, А. М. Мохотин, И. А. Смарагдов ; Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова. Тульский филиал. – Тула : Шар, 2014. – 76 с.
11. Кирцнер, И. М. Конкуренция и предпринимательство = Competition and Entrepreneurship : [пер. с англ.] / И. М. Кирцнер. – М. : Юнити, 2001. – 239 с.
12. Мальцева, О. В. Анализ проблем и оценка уровня развития конкуренции в России / О. В. Мальцева // Journal of economic regulation = Вопросы регулирования экономики. – 2014. – Т. 5, № 1. – С. 69–76.
13. Теодорович, М. Л. Ресурсы применения партисипаторных технологий для повышения социальной защищенности населения России / М. Л. Теодорович, Н. Н. Ивашиненко // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. – 2012. – № 1 (25). – С. 33–43.

 

Дата создания: 25.04.2018 16:08
Дата обновления: 26.04.2018 11:14